Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)

Согласно природоохранного законодательства РФ (статья 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).

 

Предельно допустимый выброснорматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха(статья 1 Федерального закона об охране атмосферного воздуха №96-ФЗ)

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (статья 14 Федерального закона об охране атмосферного воздуха №96-ФЗ)

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

  • проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности);

  • данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Для разработки проекта на первом этапе проводится консультация, осуществляется предварительная инвентаризация источников образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, определяется приблизительная номенклатура загрязняющих веществ и объем выбросов, выделяются объекты, находящиеся в санитарно-защитной зоне.

На втором этапе разрабатывается окончательная инвентаризация источников образования и выделения загрязняющих веществ в атмосферу на основании утвержденных методик, технических нормативов и инструментальных измерений, проводится расчет рассеивания выбрасываемых веществ в атмосферном воздухе и устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.

Третьим этапом разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов является согласование проекта и получение Разрешения на выброс загрязняющих веществ.

Ввиду того, что все загрязняющие вещества имеют не только экологический, но и гигиенический норматив, проект согласовывается в двух органах государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха:

  • в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для оценки предприятия и его выбросов с точки зрения гигиенических и санитарно-эпидемиологических нормативов и получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект

  • в Управлении Росприроднадзора для оценки предприятия и его выбросов с точки зрения экологических нормативов и получения Разрешения на выброс загрязняющих веществ.

Срок действия проекта нормативов предельно-допустимых выбросов составляет 5 лет. На основании выданного разрешения производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ответственность за отсутствие проекта ПДВ

КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ  (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016), глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

 

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗвлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 173-ФЗ

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (превышение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  еятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 173-ФЗ)

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (введена Федеральным законом от 26.12.2005 N 183-ФЗ)

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.