Разработка проекта организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) это зона, отделяющая промышленные площадки предприятия от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны или зоны отдыха, с обязательным обозначением ее границ информационными знаками. СЗЗ выступает в роли барьера, защищающего население от негативного воздействия производственных факторов, таких как пыль, газообразные выбросы, шум и др.

Согласно ст. 52 Закона РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ): п.1.- В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

п.2.- В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (шум, пыль, газообразные выбросы), а также на здоровье человека, должны разрабатывать проект обоснования границ санитарно-защитной зоны. Исключения составляют предприятия, которые относятся к 4 и 5 классам опасности, при условии соблюдения нормативов расстояния. Если же у данных предприятий в пределах их нормативной СЗЗ находятся учебные заведения, жилая зона, спортивные сооружения и прочие объекты для которых должны обеспечиваться требования к качеству окружающей среды, то данным предприятиям необходимо разработать и согласовать проект СЗЗ.

Проект СЗЗ определяет последовательную разработку фактического местоположения СЗЗ, планируемые облагоустройства и озеленения на предпроектной и проектной стадиях, стадиях строительства и эксплуатации предприятия и содержит обоснование предлагаемых в проекте границ СЗЗ.

Для реконструируемых или вновь строящихся объектов проект санитарно-защитной зоны должен предоставляться вместе с проектом на строительство или реконструкцию предприятия.

Проект обоснования границ санитарно-защитной зоны должен включать в себя обоснование границ предлагаемой СЗЗ, мероприятия по охране атмосферного воздуха, озеленению, благоустройству самой санитарно-защитной зоны и территории предприятия и предложения по уменьшению негативного воздействия на расположенную рядом зону жилой застройки до установленных нормативов.

Санитарно-защитная зона устанавливается на все время существования предприятия. Дальнейшие изменения технологических процессов, и как следствие техногенные воздействия на близ расположенные территории должны быть ограничены размерами установленной СЗЗ.

Основные этапы разработки проекта СЗЗ

  • составление и согласование задания на разработку проекта СЗЗ

  • сбор исходных данных для разработки проекта СЗЗ

  • разработка проекта СЗЗ

  • разработка Программы мониторинга загрязнения атмосферы и шума (для последующего этапа)

  • согласование проекта СЗЗ с получением Экспертного Заключения (уполномоченные экспертные органы) и Санитарно-эпидемиологического Заключения

Ответственность за отсутствие проекта СЗЗ

КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.